МБОУ «Колмогоровская СОШ»

«СЛУЖБА ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ».

Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)

                  Медиация - это способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимого лица или лиц, привлекаемых сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного участия в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме.

Медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, независимые физические лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора.

Школьная медиация – это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.

Цель медиации заключается в поиске выхода из ситуации, а не в поиске виноватых. В этом состоит ее главное отличие от арбитража, традиционного судебного разбирательства. 

Risunok2.jpg                     

Школьная служба медиации (примирения) это:

  1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
  2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
  3. Профилактика школьной дезадаптации.
  4. Школьное самоуправление подростков школы.

Что такое медиация в школе и для чего она нужна

     Школа – это целый мир, своеобразная модель социума, где собрались несколько сотен детей и несколько десятков учителей. Этот мир ограничен пределами школьных стен и периметром двора. Люди, которые собрались внутри этих границ, очень разные по характеру, темпераменту, возрасту, воспитанию, общественному положению. Каждый из них имеет свое мировоззрение, в соответствии с которым поступает и которое готов отстаивать со всем возможным упорством. Эти люди находятся рядом друг с другом по 4–8 часов в день, постоянно общаясь между собой. Одни успешно взаимодействуют, другие вступают в конфронтацию. 

 Школьные конфликты неизбежны. В них бывают вовлечены учителя, ученики и их родители. Поэтому главное – научиться выходить из конфликтов с наименьшими потерями для всех сторон. 

 

Правовые основы деятельности школьной службы примирения:

Конституция Россйской Федерации

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в российской Федерации»

 Федеральный закон от 24.06.1999г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Федеральный закон от 29.07.1998г. № 124 «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской  Федерации» 
 
Федеральный государственный  образовательный стандарт  основного общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17.12.2010г.

Письмо Министрества образования и науки Российской Федерации от 29.12.2015г.  О направлении Методических рекомендаций по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях.

Стандарты восстановительной медиации(разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г)
Положение о Службе психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения в системе образования Кемеровкой области.

Документы школьной службы примирения:
Положение «О школьной службе примирения»
Профилактическая программа по разрешению конфликтов «Будь в ладу с собой и миром»
Приказ директора школы об утверждении состава службы примирения 
Форма заявления в службу примирения
Форма регисрационной карточки
Форма примирительного договора
Форма отчёта-самоанализа

 Алгоритм работы школьной службы примирения по каждому из конфликтов может быть таким:

- регистрация заявки. Обращаться в службу примирения конфликтующие могут лично (для этого должны быть определены дни и время приема) либо в письменной форме (на дверь кабинета нужно повесить почтовый ящик). И, конечно, медиатор-школьник может сам предложить свою помощь, если ему становится известно о проблемах в отношениях других ребят;

- встреча сторон. В зависимости от сложности конфликта таких встреч может понадобиться несколько; 

- контрольная встреча спустя 2–4 недели после достижения итоговых договоренностей;

- анализ работы медиатора по каждому случаю. Для этого он составляет отчет-рефлексию. После нескольких конфликтов, разобранных медиатором, возможна супервизия в кругу коллег и с участием куратора.

 Участники процесса должны знать, что медиация основывается на следующих принципах:

- беспристрастность медиатора. Сотрудник службы примирения обязан помнить, что при решении проблемы нельзя отдавать предпочтение никому из участников конфликта. Медиатор ни в коем случае не должен во время спора вставать на чью-либо сторону. Если же он чувствует, что не в силах сохранять нейтралитет, лучше передать это дело своему коллеге;

- конфиденциальность. Обратившиеся за помощью в службу примирения должны быть уверены в том, что вся информация об инциденте останется за закрытыми дверями кабинета школьного медиатора и не получит публичного обсуждения. Исключением являются сведения криминального характера (информация об угрозе чьей-то жизни или о возможном правонарушении) – медиатор предупреждает участников об этом. Если история конфликта записывается (в том числе для обсуждения с другими медиаторами), то все имена должны быть изменены;

- добровольность. Начинать процедуру медиации можно лишь тогда, когда к этому готовы все стороны конфликта. Если кто-либо из них против вашего вмешательства, урегулирование ситуации конкретно таким образом не состоится. Придется поискать другой вариант. Иначе говоря, нельзя хватать ребенка за руку и насильно тащить в кабинет медиатора; 

- ответственность всех сторон за принятое решение. «Мирный договор» заключается с учетом мнения всех участников и с их согласия. Алгоритм выхода из спорной ситуации разрабатывается по такому же принципу. Поэтому каждая из сторон должна помнить о своей персональной ответственности за соблюдение договора и об обязательности выполнения каждого пункта в итоговом соглашении; 

- равноправие всех участников конфликта. Недопустимо ставить одну из сторон выше другой по причине возраста, пола, социального статуса и т. д. Процесс медиации должен в равной степени учитывать интересы каждого, кто обратился в службу примирения. Также принцип равноправия означает, что все участники беседы имеют одинаковое право участвовать в обсуждении проблемы и предлагать пути ее решения;

- открытость. Имеется в виду не только откровенность всех участников разговора, но и абсолютная прозрачность самой медиативной процедуры. Перед началом беседы сотрудник школьной службы примирения знакомит присутствующих с основными принципами медиации.

Преимущества медиации

- Медиация помогает сэкономить время, деньги и эмоциональные силы участников спора.

- При ее проведении обстановка, организация, регламент и содержание процесса могут быть определены индивидуально.

- Медиация ориентирована не столько на конфликт (выяснение кто прав, а кто виноват) или на выигрыш, сколько на конструктивный поиск решений.

-  В плане временных затрат медиация может быть легко подстроена под потребности участников и может учитывать эмоциональные и личные аспекты спора.

-  При этом сфера частных интересов участников полностью защищена, поскольку процесс медиации это конфиденциальный процесс.

- Медиация позволяет участникам спора посмотреть в будущее и использовать свои творческие способности.

- При разрешении спора с помощью медиации достигнутые договоренности, как правило, более долговечны и отвечают реальному положению вещей, что не только способствует претворению их в жизнь, но и делает их осуществление обоюдно приемлемым и естественным шагом.